Статьи

Безучетное потребление электрической энергии - как не стать без вины виноватым?

Уважаемый читатель! Цитирование и иное использование материалов без указания на источник (https://yurpomoshnik.nethouse.ru/articles) и автора (Левина Екатерина Сергеевна) является нарушением авторских прав и преследуется по  закону. Статья размещена для ознакомления и личного некоммерческого использования.


Безучетное потребление электрической энергии - зачастую спорный вопрос, вызывающий массу обоснованных и не очень возражений со стороны потребителя.

Действующее законодательство предусматривает установку так называемых умных счетчиков не на фасаде частного дома (в данной статье речь пойдет именно о частных домах), а на опоре, которая и будет являться границей ответственности гарантирующего поставщика (сетевой организации) и потребителя.

Однако, у данного правила есть и довольно очевидный минус - за сохранность прибора учета по-прежнему отвечает потребитель, но теперь исполнение этой обязанности затруднено, так как прибор учета установлен на высоте 5 метров на опоре, а не на доступной высоте на фасаде или внутри дома.

С одной стороны, высота установки прибора учета должна защитить от несанкционированного доступа малолетних хулиганов и других лиц, но с другой стороны, помимо людей, действующих из хулиганских побуждений, есть и те кто намеренно портят приборы учета, либо  срывают пломбы для несанкционированного потребления электрической энергии.

В случае, когда владелец счетчика сам срывает пломбу или портит прибор учета вопрос вины не возникает. Однако, владелец счетчика далеко не всегда в курсе того, что произошло вмешательство в работу прибора учета или срыв пломбы.

Допустим, есть некий гражданин, прибор учета которого установлен на опоре. Этот гражданин добросовестный и не предпринимал никаких неправомерных действий.    

Однако, в очередную проверку сетевая организация или гарантирующий поставщик обнаруживают срыв пломбы. На этом основании составляется акт безучетного потребления электроэнергии, предусматривающий начисление платы в соответствии с формулой. Так как гражданин пломбу не срывал, действий по вмешательству в работу прибора учета не совершал, он  не оплачивает данный акт и гарантирующий поставщик подает в суд заявление о взыскании начисленной суммы.

Основной аргумент гарантирующего поставщика в данном случае - обязанность гражданина обеспечивать сохранность прибора учета и отсутствие уведомления с его стороны о произошедшем срыве или повреждении пломбы.

Потребитель же заявляет в таком случае о фактическом доступе к прибору учета неограниченного круга лиц, а также затрудненном обнаружении каких-либо повреждений в связи с установкой на большой высоте.

Судебная практика разнится - суды по разному оценивают эти доводы истцов и ответчиков, выносят разные решения.

Но что делать, для того чтобы не стать ответчиком по делу о взыскании стоимости безучетного потребления электроэнергии или эффективно защитить свои права в случае, когда прибор учета установлен на опоре?

Во-первых, потребителям стоит более внимательно отнестись к своей обязанности и с определенной периодичностью (например раз в месяц или раз в неделю) визуально оценивать целостность прибора учета. Речь не идет о необходимости залезать на опору (этого делать не стоит из-за опасности для здоровья и жизни). Высота установки счетчиков хоть и довольно большая, но тем не менее позволяет с земли увидеть крупные повреждения.

Кроме того, у большинства людей имеются телефоны и цифровые фотокамеры с функцией приближения изображения. Если на такой телефон или камеру сделать снимок с приближением, то отсутствие пломбы, открытие шкафчика в котором находится счетчик, вновь подключенные провода заметить будет несложно. Сохранение таких снимков и их регулярность помогут доказать отсутствие повреждений  в период, когда проверки сетевой организации или гарантирующего поставщика не производились. Кроме того, регулярное совершение такой съемки будет для суда доказательством того, что гражданин добросовестно относится к своим обязанностям. В случае, если при фотосъемке или визуальном осмотре человек обнаруживает какие-либо повреждения, он обязан сообщить об этом гарантирующему поставщику. Практика показывает, что любые уведомления в адрес гарантирующих поставщиков и сетевых организаций необходимо направлять письменно, способом позволяющим подтвердить направление сообщения и его получение.

Это может быть смс-сообщение, письмо на официальную электронную почту, заказное письмо почтой России или курьерской доставкой. Кроме того необходимо сообщить о выявленном повреждении по телефону, поскольку чем скорее такое сообщение будет передано, тем меньше вопросов будет относительно того, когда произошел срыв, почему собственник не сообщал о данном нарушении, и будет меньше период безучетного потребления в случае составления акта, также это будет дополнительным доказательством добросовестности гражданина для суда.

Конечно, не у всех есть техническая возможность регулярно фотографировать свой счетчик и хранить такие снимки на протяжении длительного времени (акт о безучетном потреблении может быть составлен максимум за год, иск предъявлен - в течение трех лет).

В этом случае стоит использовать вариант визуального осмотра. Не лишним будет пригласить кого-то из соседей, чтобы была возможность привлечь свидетеля, в случае судебного разбирательства. Кроме того, можно составлять своеобразный акт осмотра своего прибора учета с подписью как владельца счетчика, так и незаинтересованных лиц (лучше всего двух, но так как составление такого документа не является обязательным для граждан, то можно ограничиться и одним человеком).  

Для тех, кто имеет такую возможность и хочет быть в курсе всего, что происходит с его имуществом (или имуществом, за которое он отвечает, которое влияет на другие предметы) можно использовать вариант системы видеонаблюдения, направленного на опору, на которой установлен прибор учета. В этом случае можно будет не только достоверно установить дату произошедшего повреждения, но также и обратиться в правоохранительные органы, если его причиной стали действия других лиц, или доказать факт возникновения повреждения в силу обстоятельств, ни от кого не зависящих (ветра, грозы, дождя и т.п.)   

Необходимо помнить о том, что при составлении акта о безучетном потреблении гарантирующим поставщиком или сетевой организацией есть возможность отразить в нем свои замечания и объяснения.

Эту возможность нужно использовать, поскольку если в акте какие-либо объяснения и замечания отсутствуют (несмотря на то, что потребитель присутствовал при составлении такого акта), суды могут счесть данный факт за отсутствие возражений на момент составления документа и согласие с безучетным потреблением.

Не стоит также и отказываться от подписи, если человек присутствовал при составлении акта, поскольку это не упростит, а наоборот усложнит дальнейшую процедуру.

Некоторые люди считают, что если не отвечать на претензию или полученное исковое заявление, то проблема решится сама и суд сам во всем разберется. Это неправильная позиция.

Если была направлена претензия по факту выявленного безучетного потребления, с которой потребитель не согласен, необходимо направить письменный ответ. Это поможет обратить внимание гарантирующего поставщика на данного потребителя, его доводы. Зачастую, в ходе судебного разбирательства выясняется, что если бы на претензию был направлен ответ, то судебного процесса можно было избежать.

Итак, подведем итог вышеизложенному.

Во-первых, необходимо добросовестно относится к предусмотренным законодательством и договором обязанностям.

Во-вторых, при наличии возможности нужно фиксировать состояние прибора учета с определенной регулярной периодичностью.

В-третьих, необходимо хранить результаты своих наблюдений за прибором учета в виде снимков, записей, составленных в произвольном виде актов, в течение минимум года (а в случае, если был составлен акт - еще трех лет со дня его составления).

В-четвертых, необходимо как можно скорее сообщать о выявленных повреждениях способом, позволяющим подтвердить направление и получение сообщения, а также по телефону.

В-пятых, стоит заполнять графы замечаний и объяснений в акте о безучетном потреблении в случае его составления.

В-шестых, если была направлена претензия по факту выявленного безучетного потребления, с которой потребитель не согласен, необходимо направить письменный ответ.